Душанбе, некогда славившийся своим богатым парком такси и одними из самых дешевых в мире услугами такси, этим летом столкнулся с хаосом в общественном транспорте после того, как в начале мая городские власти приняли решение о консолидации рынка частных такси.
Первая частная служба такси в Душанбе была создана в 2015 году, быстро завоевав популярность и проложив путь к сервисам совместного использования поездок, подобным Uber, к концу 2010-х годов. Частные такси в Душанбе быстро стали предпочтительным видом общественного транспорта в городе благодаря ярким бело-желто-зеленым цветам, обилию вариантов подвоза и простоте обслуживания (пассажиры могут воспользоваться мобильным приложением или позвонить по простому номеру 1111 или 9090). Низкие тарифы — всего 10 сомони (~1,1 доллара) за первые 2,5 километра и 2,5 сомони (~0,3 доллара) за каждый последующий километр — стали главной достопримечательностью, превратив рынок частных такси Душанбе в один из самых доступных и удобных в мире.
Работа в службе такси также стала надежным способом заработка в стране с изобилием рабочей силы, но ограниченными возможностями трудоустройства. Любой человек с водительскими правами мог арендовать автомобиль и стать таксистом, не сдавая тестов на обслуживание клиентов и вождение, выплачивая работодателю всего 10–13 процентов от дневной выручки.
К июню 2024 года в Душанбе было зарегистрировано 12 служб такси с парком из 4 350 автомобилей.
2 мая 2025 года мэрия города и антимонопольное ведомство приступили к консолидации частного сектора такси. Из десятка зарегистрированных служб только «Эко-Такси», «Олуча-Авто», «Ковион» и «Сафо-Такси» получили лицензии и разрешение на эксплуатацию автопарков до 3 тысяч машин каждый. Власти также обязали каждое лицензированное такси установить камеру, принимать безналичные платежи и выдавать пассажирам квитанции.
Власти объясняют это решение необходимостью повысить качество обслуживания пассажиров и безопасность дорожного движения, а также улучшить сбор налогов и контроль за соблюдением законодательства. Однако, по слухам, четыре лицензированные таксомоторные компании принадлежат бизнесменам, связанным с правительством, и этот шаг направлен на устранение их конкуренции и максимизацию прибыли.
Мотив прибыли, похоже, подтверждается немедленным увеличением арендной платы — с 10–13 процентов от дневной выручки до 100 сомони (~11 долларов) в день, независимо от того, работал ли водитель или зарабатывал в этот день. Такое повышение платы значительно снижает доходы водителей, многие из которых взяли значительные банковские кредиты, чтобы арендовать транспортные средства. Таксисты высказывают свои жалобы на то, что повышение платы вынуждает их остаться без работы. Многие также сообщают, что лицензированные компании вынуждают водителей арендовать более дорогие электромобили, чтобы соответствовать политике Душанбе в области экологически чистого транспорта и цели страны по импорту большего количества электромобилей из соседнего Китая и увеличению внутреннего производства.
Финансовое давление, связанное с арендой дорогостоящих электромобилей, установкой камер и считывателей карт, а также выплатой более высокой ежедневной платы, отбивает у водителей желание совершать короткие поездки, заставляя их сосредоточиться на более длинных и прибыльных маршрутах. Пассажиры отмечают снижение качества обслуживания и доступности такси. Водители предупреждают, что без облегчения ситуации многих из них вытеснит с дорог не рыночная конкуренция, а все более централизованная и жесткая транспортная политика Душанбе — и, возможно, мотивы прибыли владельцев таксомоторных компаний.
Автор: Кулобиддин Норов
Источник: Consolidation of Taxi Services in Dushanbe Results in Public Transit Chaos
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников