В то время как Европейский Союз стремится покончить с зависимостью от российского газа, премьер-министр Виктор Орбан не только сохраняет энергетические связи Венгрии с Кремлем, но и налаживает новые партнерские отношения с авторитарными режимами в Центральной Азии. Эта политика позиционируется как «диверсификация», но на самом деле представляет собой стратегию, согласованную с Москвой, направленную на восстановление зависимости и сохранение возможности Кремля использовать энергетику в качестве средства шантажа.
Сегодня около 85 процентов потребностей Венгрии в газе покрываются за счет поставок из России. Контракты с «Газпромом» остаются в силе даже после того, как в 2022 году большинство стран ЕС разорвали энергетические связи с Москвой. Напротив, Будапешт подписал дополнительные соглашения о поставках одного миллиарда кубометров газа в год и расширил свои хранилища российского газа. На Петербургском международном экономическом форуме министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто объявил, что в 2025 году Венгрия получит от 8 до 8,5 миллиардов кубометров российского газа, и аналогичные объемы ожидаются в 2026 году. Послание однозначно: пока Европа работает над тем, чтобы лишить Россию экономического влияния, Будапешт активно подрывает эти усилия. Венгрия не скрывает своей «особой роли» в отношениях с Москвой, углубляя как зависимость, так и риски для каждой европейской семьи, которая может в конечном итоге заплатить больше, если Кремль решит принять ответные меры на отказ континента стать частью новой российской империи.
Одним из примеров так называемой диверсификации Орбана является сотрудничество с Казахстаном в области энергетики. В 2024 году венгерская компания MOL Group получила права на разработку Рожковского газового месторождения, запасы которого оцениваются в 140 миллиардов кубометров, до 2040 года. Формально это выглядит как новый источник поставок. Но на самом деле маршруты из Казахстана в ЕС проходят через Россию. Таким образом, «казахский» газ для Европы остается под контролем Кремля и может даже смешиваться с российскими поставками и перепродаваться как казахский. Будапешт создает иллюзию независимости, но на практике легитимизирует возвращение российского газового доминирования в Европе.
Аналогичная ситуация наблюдается с Узбекистаном. В 2023 году Будапешт подписал меморандумы о совместных инвестициях в добычу газа и возможности экспорта узбекского газа в Венгрию. Однако сам Узбекистан остается в энергетической сфере влияния Москвы, поскольку большинство его экспортных маршрутов проходят через территорию России. То же самое касается сотрудничества с Туркменистаном: несмотря на огромные запасы этой страны, отсутствие функционирующих трубопроводов делает соглашения бессмысленными с логистической точки зрения.
Для Орбана важно не энергетическая безопасность, а внешний вид международных сделок — имидж, который он может использовать для получения преимуществ в Брюсселе. Эти жесты позволяют ему представлять себя геополитическим игроком, чьи подписи на контрактах дают ему переговорную силу в обеспечении фондов ЕС, которые поддерживают его режим за счет налогоплательщиков Германии, Франции и Нидерландов. На самом деле контроль над ресурсами и маршрутами остается в руках России.
Таким образом, несмотря на риторические заявления об альтернативных источниках газа, Венгрия на самом деле углубляет свою зависимость не только от российского газа, но и от контролируемых Россией транзитных коридоров. Центральная Азия, далеко не являясь альтернативой, служит лишь обходным путем, через который Москва продвигает свои интересы в ЕС. Отсутствие прямой инфраструктуры, политическая нестабильность центральноазиатских режимов и их зависимость как от России, так и от Китая делают эти новые соглашения инструментами не диверсификации, а легитимизации зависимости.
Для режима Орбана эта новая газовая дипломатия — это нечто большее, чем просто энергетика: это стратегия внутреннего контроля и внешнего влияния. Сделки с Центральной Азией и дружба с Россией дают Будапешту возможность оказывать давление на Брюссель, блокировать ключевые решения и затягивать введение санкций против Москвы. «У Венгрии есть выбор», — настаивает Орбан, повторяя лозунг поддерживаемого Кремлем политического проекта «Украинский выбор», который когда-то продвигал российский доверенный представитель Виктор Медведчук.
Венгрия остается членом ЕС, одновременно сохраняя стратегическое энергетическое сотрудничество с Россией, углубляя связи с авторитарными режимами Центральной Азии и препятствуя реализации европейской политики безопасности. Новые контракты и меморандумы не представляют собой реальных альтернатив. Они являются геополитическими инструментами, которые сохраняют влияние Москвы в сердце Европы и дают Орбану рычаги влияния внутри самого Союза. Для обоих «партнерство» является взаимовыгодным. Но не заблуждайтесь: энергетические маневры Орбана напрямую подрывают режим санкций против России и более широкую стратегию ЕС по снижению зависимости от автократий. Они повышают риск того, что другие популистские лидеры в Европе могут последовать его примеру, усугубляя раскол в хрупком единстве континента.
Источник: Orban’s Gas Noose for Europe
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников