Аналитика

Как дипломатия способствовала миру между Ереваном и Баку

Geopolitical Monitor

19.08.2025

8 августа лидеры Армении и Азербайджана стояли в Белом доме рядом с президентом США, чтобы подписать совместное мирное соглашение. Это стало знаменательным моментом для Южного Кавказа, обязывающим двух соседей уважать суверенитет друг друга, восстановить дипломатические отношения и открыть транспортное сообщение, включая новый коридор, соединяющий Азербайджан с его эксклавом Нахичевань через юг Армении, которые разделены 32-километровой полосой армянской территории. Соглашение также официально завершило процесс Минской группы ОБСЕ, долгое время являвшийся основным каналом международного посредничества.

Подобные саммиты неизбежно оказываются в центре внимания. Вашингтонская церемония стала решающим шагом, превратившим мирный процесс из мечты в реальность. Однако, как и в случае большинства дипломатических прорывов, окончательное соглашение было лишь вершиной айсберга. За этим стояла длинная, зачастую не слишком привлекательная череда небольших шагов, технических переговоров и мер по укреплению доверия, многие из которых были реализованы при содействии государств с меньшим геополитическим весом, чем США, но обладающих нейтралитетом, позволяющим усадить противников за стол переговоров.

Мирный путь между Арменией и Азербайджаном наглядно иллюстрирует эту динамику. С начала 2024 года и до соглашения в августе 2025 года серия встреч — как публичных, так и закулисных — заложила основу, которую Вашингтон в конечном итоге смог завершить. Среди них встреча в мае 2024 года в Алматы, Казахстан, выделяется как пример «поэтапной дипломатии».

Что произошло в Алматы

До встречи в Алматы министры иностранных дел Армении Арарат Мирзоян и Азербайджана Джейхун Байрамов уже возобновили диалог в Берлине в феврале 2024 года. В апреле пограничная комиссия Армении согласилась вернуть Азербайджану четыре заброшенных села, что было непопулярным шагом в Ереване, но позволило уменьшить непосредственное напряжение и продвинуть технические переговоры.

Предложение Казахстана принять следующий раунд переговоров имело символическое значение. Алматы был местом подписания Алма-Атинской декларации 1991 года, в которой постсоветские государства подтвердили взаимное признание своих границ. Казахстан последние два десятилетия работал над созданием репутации нейтрального организатора: проведение переговоров в рамках «Астанинского процесса» по Сирии, начатых в 2017 году между сирийским правительством и оппозицией при содействии России, Турции и Ирана в дополнение к мирным усилиям под эгидой ООН; инициировав и предоставив платформу для Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), межправительственного форума из 28 членов, направленного на укрепление сотрудничества и доверия в Азии; председательствуя на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС); и содействуя проведению ядерных переговоров с Ираном в формате «Группа 5+1» в 2013 году.

Эта нейтральность основана на том, что казахстанские чиновники называют «сбалансированной» внешней политикой — поддержании хороших отношений с Вашингтоном, Брюсселем, Москвой, Пекином и другими странами. Для посредников это редкая возможность: великие державы часто несут слишком большой багаж, и одна или обе стороны опасаются пристрастности. Меньшие или средние державы, не имеющие прямого интереса в споре, могут предложить надежное пространство.

10–11 мая 2024 года министры иностранных дел Армении и Азербайджана встретились в Алматы со своим казахстанским коллегой. Согласно совместному заявлению, они «приветствовали прогресс в делимитации границ» и «продолжили обсуждение положений проекта двустороннего соглашения об установлении мира и межгосударственных отношений», договорившись продолжить переговоры. Мирзоян охарактеризовал переговоры как прошедшие «в конструктивной атмосфере», а Байрамов выразил надежду, что они «способствуют процессу урегулирования».

Стороны согласовали, какие исторические карты будут использоваться для делимитации границ, что является техническим, но важным шагом. Роль Казахстана здесь заключалась не в посредничестве по существу спора, а в предоставлении площадки, где можно было бы, в относительном спокойствии, провести существенную техническую работу. В этом смысле Алматы стал промежуточным пунктом, способствующим укреплению доверия.

Другие тихие участники

Казахстан не был единственной страной, игравшей вспомогательную роль. В апреле 2025 года Грузия провела трехстороннюю встречу заместителей министров иностранных дел Армении и Азербайджана, целью которой было изучение возможностей практического сотрудничества. Географическая близость Тбилиси и его отношения с обеими сторонами делают его естественным организатором встреч, не стремящимся к личной выгоде.

Швейцария, действуя через Межпарламентский союз (МПС), в конце 2024 года предложила парламентский формат для поддержания открытого общения на другом уровне. Европейский союз, тем временем, продолжал продвигать процесс через встречи лидеров в Брюсселе, даже когда прогресс замедлился.

Эти усилия редко попадают на первые страницы газет, но они поддерживают открытые каналы, сохраняют динамику и нормализуют идею о возможности диалога.

К марту 2025 года официальные лица Армении и Азербайджана публично заявили, что текст мирного соглашения завершен, а остальные вопросы относятся к политической сфере, в том числе конституционные вопросы в Армении. Была создана основа для заключительного акта. Соединенные Штаты, используя свой дипломатический вес и способность предлагать гарантии безопасности и экономические стимулы, обеспечили этот акт в Вашингтоне в этом месяце.

В этом смысле процесс прошел путь от встречи в Алматы до подталкивания со стороны ЕС и форума в Грузии, затем к завершению текста и, наконец, к подписанию в Вашингтоне. Каждый этап зависел от предыдущего; пропустить один из них означало бы разрушение всей структуры.

Уроки для посредничества в многополярном мире

Встреча в Алматы и ее аналоги в Тбилиси и Женеве дают несколько уроков.

Во-первых, нейтральные средние державы играют реальную роль в урегулировании конфликтов. Они могут не быть в состоянии навязывать условия или предлагать обширные пакеты помощи, но они могут создать пространство для технического прогресса, когда уровень доверия между сторонами слишком низок для встречи в столице великой державы.

Во-вторых, важен технический прогресс. Соглашения о картах, юридических формулировках или последовательности шагов не слишком привлекательны, но без них политическим лидерам нечего подписывать.

В-третьих, ключевую роль играет настойчивость. В затяжных спорах редко бывает одна-единственная «волшебная встреча». Успех является результатом длительной работы, продуктом постоянного взаимодействия многих участников на протяжении длительного времени. 

Соединенные Штаты заслуживают похвалы за то, что смогли собрать стороны на высшем уровне и заключить сделку. Но церемония 8 августа была построена на фундаменте, заложенном другими — в Алматы, Тбилиси, Женеве, Брюсселе и других местах.

Такие государства, как Казахстан и Швейцария, будут продолжать играть важную роль в многополярном мире, где соперничество великих держав часто препятствует прямым переговорам. Нейтральные площадки, технический прогресс и настойчивость остаются теми незаметными инструментами, которые делают мир возможным.

Автор: Эмиль Авдалиани — профессор международных отношений и истории дипломатии в Европейском университете в Тбилиси, Грузия. Его исследования посвящены Шелковому пути и интересам мировых держав на Ближнем Востоке и Кавказе.

Источник: How Incremental Diplomacy Built the Armenia-Azerbaijan Peace Agreement

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников