Государствам Центральной Азии, похоже, не грозит долговая яма — пока.
Китай превратился из крупнейшего в мире государства-кредитора в крупнейшего в мире сборщика долгов. Государства Центральной Азии задолжали миллиарды китайским компаниям, но их географическая важность для Пекина помогает защитить их от тактики принуждения к возврату долга.
В докладе австралийского Института Лоуи «Пиковое погашение: Глобальное кредитование Китая», описывается переход Китая от «ведущего двустороннего банкира к главному сборщику долгов развивающегося мира». В нем показано, что щедрые займы, предоставленные Китаем под эгидой инициативы «Пояс и путь» (BRI) в 2013–2018 годах, теперь будут причинять много фискальной боли получателям. Страны-должники, многие из которых в докладе названы «беднейшими и наиболее уязвимыми странами мира», в 2025 году будут должны Китаю 22 миллиарда долларов.
«Пекин превратился из поставщика капитала в чистый финансовый источник для бюджетов развивающихся стран, поскольку расходы на обслуживание долга по проектам [BRI], начатым в 2010-х годах, теперь значительно превышают объем новых выплат по кредитам, — говорится в докладе. — В 2012 году Китай наносил чистый ущерб финансам 18 развивающихся стран, а к 2023 году эта цифра увеличится до 60. В целом, чистые потоки Китая в развивающиеся страны упали до отрицательных 34 миллиардов долларов в 2024 году».
На начало 2024 года государства Центральной Азии были должны китайским государственным структурам около 20 миллиардов долларов, причем наибольшая доля — 9,2 миллиарда долларов — приходилась на Казахстан. Долги Кыргызстана и Узбекистана составляли почти по 4 миллиарда долларов, а Таджикистан был должен Китаю около 3 миллиардов долларов.
По мнению экономических экспертов, суммы долгов Казахстана и Узбекистана выглядят приемлемыми в контексте общих показателей ВВП этих стран. Между тем, Кыргызстан и Таджикистан можно считать главными кандидатами на попадание в китайскую долговую ловушку. Статус Туркменистана как должника, учитывая непрозрачную систему управления страной, весьма туманен, но в то же время Ашхабад — единственное государство Центральной Азии, имеющее положительное сальдо в торговле с Пекином благодаря богатому экспорту природного газа.
Переход Китая от роли кредитора к роли сборщика долгов обусловлен целым рядом факторов, в том числе замедлением темпов роста китайской внутренней экономики. Однако нынешний всплеск взыскания долгов также является естественным следствием условий многих займов в рамках BRI, которые предусматривают льготные периоды до пяти лет, а затем относительно сжатые сроки погашения займов. Поскольку пик кредитования в рамках китайской инициативы «Пояс и путь» пришелся на середину 2010-х годов, эти льготные периоды начали истекать в начале 2020-х годов, отмечается в докладе. «Начало 2020-х годов, вероятно, всегда было кризисным периодом для выплат развивающихся стран Китаю».
Аналитики Института Лоуи считают, что Китай вряд ли станет закручивать гайки в отношении государств Центральной Азии. В докладе отмечается, что Пекин продолжает предоставлять кредиты «стратегическим и ресурсозависимым партнерам», включая Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.
Изменения в кредитном поведении Китая могут помешать развивающимся странам, включая государства Центральной Азии, достичь целевых показателей роста, снизить уровень бедности и решить проблемы, связанные с глобальным потеплением.
«Бремя китайских долгов, срок погашения которых наступает, также является частью более широкого комплекса серьезных препятствий, особенно для беднейших и наиболее уязвимых экономик, — говорится в докладе. — Все более изоляционистские Соединенные Штаты и растерянная Европа прекращают или резко сокращают поддержку глобальной помощи. Зависимые от открытой, основанной на правилах глобальной торговой системы, развивающиеся экономики также должны бороться с последствиями новых торговых войн и угрозой введения карательных тарифов со стороны США».
Пекин также стоит перед сложным геополитическим выбором; китайским чиновникам придется найти тонкий баланс между тем, чтобы заставить страны-должники выполнить свои обязательства и при этом не вызвать обиды, которая может подорвать геополитические интересы страны. «Слишком жесткое требование погашения долга может нанести ущерб двусторонним связям и подорвать дипломатические цели, — говорится в докладе. — В то же время кредитные организации Китая, особенно его квазикоммерческие учреждения, сталкиваются с растущим давлением, требующим возврата непогашенных долгов».
Не только действия Пекина по возврату долгов могут стать проблемой для имиджа страны. Расследование узбекского издания Anhor.uz, опубликованное 4 июня, указывает на то, что китайские компании занимаются в Узбекистане, по всей видимости, хищнической деловой практикой. В отчете говорится о притоке китайских компаний в строительный сектор страны, что привело к снижению цен на цемент до такой степени, что местные узбекские производители цемента не выдерживают конкуренции и вытесняются из бизнеса.
«За последние два года почти половина цементных заводов Узбекистана прекратила свою работу — осталось только 24, девять из которых принадлежат китайским компаниям», — говорится в отчете Anhor.
Источник: China moving into debt-collection mode
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников