Торговля между США и Казахстаном ограничена и в значительной степени ориентирована на энергетику, которая была освобождена от новых тарифов.
Из 57 стран, на которые распространяются дополнительные «взаимные» тарифы в указе президента США Дональда Трампа от 2 апреля, «Дня освобождения», Казахстан — единственное государство Центральной Азии, попавшее в этот список.
На Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан будут распространяться базовые 10-процентные тарифы, которые вступили в силу в выходные, но Казахстан оказался под прицелом 27-процентных тарифов, которые вступят в силу 9 апреля.
Сначала коротко о терминах и смещении целей: хотя администрация называет эти тарифы «взаимными», аналитики быстро отметили, что это не совсем так. Джо Брусуэлас, главный экономист компании RSM, специализирующейся на анализе рынков, сказал CNN: «Мне показалось, что это специальная попытка наказать страны, потому что у них большой торговый баланс с Соединенными Штатами».
После того как журналисты задали вопрос о том, как были определены цифры, администрация опубликовала формулу — полностью состоящую из греческих букв — и стала обсуждать в интернете, что она означает.
«Формула тарифов... не имеет экономического смысла», — написали Кевин Коринт и Стэн Вуже в аналитическом отчете для Американского института предпринимательства (AEI), консервативного аналитического центра. «Дефицит торгового баланса с той или иной страной определяется не только тарифами и нетарифными торговыми барьерами, но и международными потоками капитала, цепочками поставок, сравнительными преимуществами, географией и т. д.».
По данным Торгового представительства США, общий объем торговли товарами с Казахстаном в 2024 году составит 3,4 млрд долларов — 1,1 млрд долларов экспорта США в Казахстан и 2,3 млрд долларов импорта США из Казахстана, что составит дефицит торгового баланса в размере 1,3 млрд долларов.
В заявлении министерства торговли и интеграции Казахстана от 3 апреля говорится, что товарооборот в 2024 году составил 4,2 миллиарда долларов: 2,2 миллиарда долларов — импорт из США и почти 2 миллиарда долларов — экспорт из Казахстана в США.
Эти цифры не только не совпадают, но и свидетельствуют о противоречивом дефиците торгового баланса. США и Казахстан не могут одновременно иметь дефицит торгового баланса друг с другом.
В заявлении министерства торговли Казахстана это несоответствие не отмечается, но указывается, что большинство категорий товаров, которые Казахстан экспортирует в США, включены в список исключений. «Основу казахстанского экспорта в США составляют сырая нефть, уран, серебро, ферросплавы и т. д.», — отмечается в заявлении.
«Введенные тарифные меры затронут лишь 4,8 процента от общего объема казахстанского экспорта в США», — говорится в заявлении, в частности, речь идет о фосфоре, пшеничном глютене, аммиачной селитре и других товарах.
«Правительство инициирует консультации с американской стороной для обсуждения возможности отказа от применения дополнительных пошлин в отношении Казахстана».
Некоторые казахстанские экономисты, комментирующие ситуацию в интернете, преуменьшают вероятность того, что тарифы могут нанести вред Казахстану в целом. В Telegram Расул Рысмамбетов написал: «Казахстану не о чем беспокоиться: глобальные конфликты — не наш огонь. Прямые последствия нас не заденут».
«Глобальные конфликты — это шанс стать нейтральным посредником, расширить экспорт, укрепить торговые связи с Азией, ЕС и другими странами», — добавил он.
(Рысмамбетов привел цифры, отличающиеся от данных правительственных источников: 2 миллиарда долларов казахстанского экспорта в США и 1 миллиард долларов импорта.)
Экономист Эльдар Шамсутдинов сказал Tengrinews.kz: «Соединенные Штаты не являются ключевым торговым партнером для Казахстана».
Торговля (какие бы цифры ни приводились) между США и Казахстаном ограничена и в значительной степени ориентирована на энергетику, на которую новые тарифы не распространяются. Кроме того, не облагаются тарифами и те области, на которые направлены усилия США и Казахстана - критически важные полезные ископаемые. Это предполагает ограниченное влияние на практике, но сообщения могут оставить более долгосрочный след.
Автор: Кэтрин Путц — управляющий редактор журнала The Diplomat.
Источник: Kazakhstan Makes Trump ‘Reciprocal’ Tariff List – The Diplomat
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников