Расположенный в центре Евразийского континента, Казахстан давно стал местом культурного и коммерческого обмена. Однако в последние годы девятая по величине страна мира стремится утвердиться в качестве хаба для глобальной пассажирской и грузовой авиации.
Легко понять, почему у Казахстана есть все предпосылки для того, чтобы стать следующим транзитным узлом в мире, стратегически важным для Китая, Индии и Европы. Эта позиция только укрепилась после того, как западные авиакомпании прекратили полеты над территорией России после вторжения в Украину в 2022 году.
Потенциал Казахстана как авиационного хаба был замечен предпринимателем и финансистом Тимуром Турловым, который недавно приобрел 60% акций материнской компании карагандинского аэропорта Сары-Арка, стратегически расположенного в центре страны.
По данным местных СМИ, Турлов планирует вложить около 270 миллионов долларов в реконструкцию и расширение грузовых помещений аэропорта, чтобы поддержать запуск дочернего грузового перевозчика Altair Airlines, который будет работать на маршрутах между Казахстаном и Китаем.
Тимур Турлов — основатель и генеральный директор Freedom Holding Corp., ведущего мирового финансового конгломерата со штаб-квартирой в экономической столице Казахстана, Алматы. Рыночная стоимость компании в настоящее время превышает 5 миллиардов долларов, а ее деятельность охватывает США и Европу.
В последние годы Freedom стремится расширить свое присутствие в Казахстане, делая амбициозные инвестиции в новые сектора, такие как ипотека и телекоммуникации.
Но легко понять, почему грузовые авиаперевозки привлекли внимание Турлова. Правительство Казахстана определило авиационную логистику как захватывающую область роста для страны, выбрав четыре аэропорта — в Алматы, Шымкенте, Астане и Актобе — в качестве ключевых ворот для пассажирских и грузовых перевозок.
Более того, в июне этого года Каталин Раду, генеральный директор Авиационной администрации Казахстана (ААК), сообщил газете Astana Times, что «стратегической целью» Казахстана является позиционирование себя в качестве глобального карбонового хаба, ссылаясь на выгодное географическое положение и ресурсы страны. Раду также отметил, что предложение получило полную поддержку президента Касым-Жомарта Токаева и премьер-министра Олжаса Бектенова.
В том же месяце турецкая логистическая компания S Sistem объявила о намерении построить мультимодальный грузовой терминал площадью 30 тысяч квадратных метров в Актобе на мероприятии, организованном Международной ассоциацией грузовых авиаперевозок в Астане.
Казахстан уже добился значительного прогресса в становлении в качестве важного логистического канала для перевозок между Востоком и Западом. Новая 270-километровая железнодорожная линия между Восточным Казахстаном и Китаем должна увеличить пропускную способность более чем на две трети.
Но в условиях взаимосвязанного мира, когда спрос клиентов на быструю доставку товаров постоянно растет, очевидно, что воздушные грузоперевозки будут играть жизненно важную роль в глобальных цепочках поставок.
Благодаря своему выгодному расположению в самом сердце Евразии Казахстан имеет все шансы стать одной из главных сил в мировой авиационной промышленности.
Источник: Will Kazakhstan Be The World's Next Aviation Hub?
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников