ВВС Казахстана усилили свой флот шестью новыми многоцелевыми истребителями Су-30СМ от Иркутского авиационного завода, входящего в Объединенную авиастроительную корпорацию. Об этом пополнении в прошлое воскресенье, 25 августа 2024 года, сообщил блог bmpd.
Эти самолеты с красными номерами от 51 до 56 теперь размещены в авиационной части в аэропорту Шымкента. Они заменяют старые советские истребители МиГ-29, которые были выведены из эксплуатации.
Еще в 2020 году были завершены поставки по трем предыдущим контрактам, в результате чего ВВС Казахстана получили 24 истребителя Су-30СМ. После потери одного самолета в 2021 году из-за летного происшествия осенью 2023 года были обнародованы планы по новым приобретениям. В начале 2024 года войска ПВО были оснащены 23 истребителями, а с поступлением этих шести новых машин флот теперь насчитывает 29 боеготовых самолетов Су-30СМ.
Французские Rafale
В конце прошлого года появились сенсационные сообщения о том, что Казахстан может стать последним эксплуатантом французского Dassault Rafale. Некоторые западные и восточные источники предположили: «После того, как Астана решила снять с вооружения советские МиГ-29 и МиГ-31, внимание Казахстана переключилось на Западную Европу, в частности на Париж».
Ходили слухи, что Dassault Aviation некоторое время обхаживал две страны Центральной Азии. По разным данным, Франция стремилась укрепить двусторонние отношения с этими странами, что было ключевым вопросом во время визитов Эммануэля Макрона в Казахстан и Узбекистан.
Поездка французского президента последовала сразу за визитом президента Узбекистана Шавката Мирзиёева во Францию 21 и 22 ноября 2022 года, а вскоре ее последовал визит президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева 29 и 30 ноября. Французское издание La Tribune выразило мнение, заметив: «Потрясающая концепция, которую мы представляли себе в начале десятилетия, теперь превратилась в вероятную реальность», углубившись в потенциальные — но все еще неподтвержденные — заказы из Узбекистана и Казахстана.
Астана отрицает
30 ноября Ержан Нильдибаев, заместитель начальника противовоздушной обороны Казахстана и начальник отдела основных вооружений, объявил, что Казахстан закупит истребители Су-30СМ российского производства, отклонив одновременное предложение Франции о покупке самолетов Rafale.
Нильдибаев сообщил, что министерство обороны Казахстана планирует закупить еще десять самолетов Су-30СМ к 2023–2024 годам, сославшись на их превосходное соотношение «цена-качество» по сравнению с французскими вариантами. Эти новые приобретения заменят такие самолеты, как казахские истребители-бомбардировщики МиГ-29 и узбекские истребители Су-27, которые, как ожидается, вскоре будут сняты с вооружения.
Решение о расширении парка Су-30СМ подкреплено преимуществами сохранения уже интегрированного класса истребителей. Это помогает избежать многочисленных осложнений и дополнительных расходов, связанных с внедрением нового типа самолета, таких как различное обучение, требования к запасным частям, потребности в инфраструктуре и совместимость вооружения.
«Критический шаг»
Казахстанские военные эксперты высоко оценивают истребители Су-30СМ. Старший офицер ВВС Казахстана отметил передовую авионику и вооружение самолета, которые значительно укрепляют возможности противовоздушной обороны страны.
По словам чиновника, Су-30СМ особенно ценны своей универсальностью при выполнении как задач «воздух-воздух», так и задач «воздух-земля». Они также надежно работают в разнообразных и часто суровых погодных условиях региона.
Введение этих самолетов знаменует собой важный шаг в модернизации ВВС Казахстана, заменяя старые платформы, такие как МиГ-29. Успешная интеграция Су-30СМ в авиапарк с развертыванием на ключевых авиабазах, таких как Шымкент и Караганда, подчеркивает его стратегическое значение.
О Су-30СМ
Су-30СМ — многоцелевой истребитель, разработанный компанией «Сухой», известной российской аэрокосмической фирмой. Это усовершенствованный вариант семейства Су-30, предназначенный для выполнения широкого спектра задач, включая завоевание превосходства в воздухе, наземные и морские ударные операции. Обозначение «СМ» означает «серийный модернизированный», это указывает на то, что он включает в себя многочисленные усовершенствования по сравнению с более ранними моделями.
Су-30СМ имеет впечатляющие размеры, которые способствуют его универсальности и боевой эффективности. Его длина составляет около 21,9 метра [71,9 фута], размах крыла — около 14,7 метра [48,2 фута], а высота — около 6,4 метра [21 фут]. Эти размеры позволяют ему нести значительную полезную нагрузку, сохраняя при этом превосходную маневренность.
Силовая установка Су-30СМ состоит из двух турбовентиляторных двигателей АЛ-31ФП с форсажной камерой. Эти двигатели обеспечивают самолету максимальную тягу 27 560 фунтов силы каждый, что позволяет ему развивать скорость до 2 Махов. Сопла двигателей с изменяемым вектором тяги повышают маневренность самолета, делая его высокоманевренным в воздушных боях и других воздушных столкновениях.
Су-30СМ оснащен сложным комплексом авионики, разработанным для повышения его боевых возможностей. Сюда входит радар Н011М «Бар», представляющий собой фазированную антенную решетку, способную одновременно отслеживать несколько целей и обеспечивать получение изображений с высоким разрешением. Самолет также оснащен передовыми системами навигации и связи, что обеспечивает эффективную координацию во время выполнения заданий.
Вооружение Су-30СМ
Что касается систем и датчиков, Су-30СМ оснащен инфракрасной системой поиска и сопровождения [IRST], системой радиоэлектронного противодействия [ECM] и лазерным дальномером. Эти системы позволяют самолету обнаруживать, отслеживать и поражать цели противника с высокой точностью даже в сложных условиях. Система IRST, в частности, позволяет осуществлять пассивное обнаружение тепловых сигнатур, что затрудняет противнику уклонение от обнаружения.
Вооружение Су-30СМ отличается высокой универсальностью, что позволяет ему нести широкий спектр вооружения для различных профилей миссий. Он может быть вооружен ракетами класса «воздух-воздух», такими как Р-77 и Р-73, ракетами класса «воздух-земля», такими как Х-29 и Х-31, а также различными управляемыми и неуправляемыми бомбами. Кроме того, самолет оснащен 30-мм пушкой ГШ-30-1 для ближнего боя.
Дальность полета Су-30СМ является еще одним важным аспектом его конструкции. С максимальной дальностью полета около 3000 километров без внешних топливных баков самолет может выполнять дальние миссии без необходимости частой дозаправки. Эта дальность может быть увеличена еще больше с использованием дозаправки в воздухе, что делает Су-30СМ грозным активом для длительных операций.
Автор: Бойко Николов
Источник: Kazakhstan received six Su-30SM jets 'instead of French Rafale' (bulgarianmilitary.com)
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников