Геополитика

Европейский союз должен признать, что «C5» теперь стала «C6»

commonspace

08.12.2025

В последние годы Евразия претерпела структурные изменения в том, как регионы взаимодействуют, торгуют и сотрудничают. Сочетание геополитических потрясений, нарушенных цепочек поставок и поиска безопасных маршрутов между Востоком и Западом повысило важность Транскаспийского пространства. Государства Центральной Азии, когда-то ограниченные географией, предприняли беспрецедентные шаги по укреплению региональной координации, модернизации инфраструктуры и более тесной интеграции с Европой. Между тем Азербайджан быстро стал незаменимым связующим звеном между Центральной Азией, Южным Кавказом, Турцией и европейскими рынками.

Эта новая реальность была официально признана в ноябре 2025 года, когда Азербайджан был единодушно принят в качестве полноправного участника Консультативного совещания глав государств Центральной Азии в Ташкенте. Группа «C5», существовавшая в течение долгого времени, превратилась в «C6», что стало историческим моментом: Каспийское море перестало быть границей, разделяющей два региона, и стало центром единого геополитического и геоэкономического пространства. Президент Ильхам Алиев охарактеризовал это объединение как появление «единого геополитического и геоэкономического региона», а президент Шавкат Мирзиёев назвал включение Азербайджана «историческим» и предложил преобразовать консультативную платформу в структурированную региональную институцию, способную формировать политику в области безопасности, экономики, окружающей среды и цифровых технологий.

Институциональная логика, лежащая в основе этого изменения, очевидна. Современная инфраструктура Азербайджана, включая порт Алят, цифровые таможенные системы и мультимодальные логистические платформы, является опорой западного сегмента Среднего коридора.

Центральная Азия с ее растущей экономикой и планами по расширению транспортного сообщения является опорой восточного сегмента. Взаимозависимость региона больше не является теоретической, а приобрела практический характер: с 2022 года грузопотоки увеличились в четыре раза, и Европа все чаще рассматривает коридор как важнейший фактор долгосрочной экономической устойчивости.

Европейский союз отреагировал решительно. В рамках инициативы «Глобальный шлюз» на первом саммите «ЕС – Центральная Азия» в Самарканде в апреле 2025 года Евросоюз объявил о выделении 12 млрд евро на финансирование транспортной инфраструктуры, энергетического перехода и цифрового сотрудничества. Большая часть инвестиций направлена на укрепление Среднего коридора — цель, которую Евросоюз подтвердил на Экономическом форуме «ЕС – Центральная Азия» и на Форуме инвесторов в транспортную инфраструктуру в Ташкенте позднее в том же году. Брюссель теперь открыто признает, что успех коридора зависит от сплоченности региона, охватывающего обе стороны Каспия.

Однако институциональное взаимодействие ЕС по-прежнему осуществляется в формате «C5+1», созданном в то время, когда Азербайджан не входил в механизмы внутренней координации Центральной Азии. С расширением региональной платформы до «C6» архитектура сотрудничества ЕС все больше расходится с геополитическими и экономическими реалиями Евразии. Так же, как центральноазиатские государства преобразовали свою группировку в «C6», структура «C5+1» ЕС также должна эволюционировать в «C6+1». Только такой расширенный формат позволит Брюсселю в полной мере взаимодействовать с региональными игроками, формирующими коридор «Восток-Запад», обеспечивая согласованные инвестиции, гармонизированные стандарты и комплексное планирование политики.

Аргументы в пользу трансформации в равной степени применимы и к Соединенным Штатам. В ноябре 2025 года Вашингтон провел первый в истории саммит «США-C5», что отражает возобновление американского интереса к региону. На саммите особое внимание было уделено устойчивости цепочек поставок, важнейшим минералам, чистой энергии и безопасным транспортным маршрутам. Однако, как и ЕС, США продолжают действовать в рамках устаревшей архитектуры «C5+1», которая больше не отражает внутреннюю эволюцию региона. Если Азербайджан теперь является полноправным членом консультативного формата Центральной Азии и ключевым игроком в транскаспийском транспортном сообщении, то партнерство США и Центральной Азии также должно перейти в формат «C6+1».

Это не просто вопрос дипломатической символики. Азербайджан — единственная страна, которая завершает западную половину Среднего коридора. Без портов, железных дорог, энергетической инфраструктуры и цифровых коридоров Баку связь между востоком и западом не может функционировать как конкурентоспособный маршрут. Стратегии ЕС и США в отношении региона, ориентированные на диверсификацию, устойчивость и открытую связь, останутся неполными, если они не будут полностью интегрировать Азербайджан.

Помимо транспортной доступности, Азербайджан и страны Центральной Азии все чаще разделяют приоритеты в области энергетического перехода, цифровой трансформации, управления окружающей средой, водной безопасности и мобильности молодежи. Эти общие повестки дня требуют региональной платформы, учитывающей всю совокупность игроков, формирующих Каспийский бассейн и его связи с Европой. Формат C6 обеспечивает такую основу; теперь внешние партнеры должны адаптировать свое участие к ней.

Вступление Азербайджана в «C6» — это не просто политический жест, а структурный сдвиг в региональной геометрии Евразии. В условиях активизации стратегического взаимодействия ЕС и США и формулирования более амбициозных региональных целей государствами «C6» настал момент для создания формата «C6+1», который обеспечит политическую, экономическую и инфраструктурную координацию во всем регионе.

Каспий больше не граница; это сердце интегрированного региона. Трансформация формата «C5+1» в «C6+1» — логичный следующий шаг к обеспечению совместного развития обеих сторон Каспия — согласованного, стратегически продуманного и с общей целью.

Автор: Доктор Васиф Гусейнов — старший советник Центра анализа международных отношений (AIR Center) и внештатный преподаватель Университета Хазар в Баку, Азербайджан.

Источник: Opinion: The European Union must recognise that the C5 have now become the C6

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников